20 января в конференц-зале управления состоялось расширенное заседание коллегии по подведению итогов деятельности учреждений уголовно- исполнительной системы округа за 2011 год и определены приоритетные задачи на 2012 год. На заседание коллегии были приглашены: заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа А.И.Булаев, первый заместитель директора Департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа А.Н.Созинов, Депутат законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председатель общественного совета при УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу В.И.Степанченко, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу А.И.Сак, старший помощник прокурора ЯНАО по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональных отношениях, соблюдением законов в ИУ младший советник юстиции С.Ф.Юшков, Председатель Совета ветеранов УИС при УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу В.Г.Варламов, Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Ямало-Ненецкого автономного округа младший советник юстиции Г.В.Снайдерман.
О значимых событиях в жизни управления и структурных подразделениях округа в 2011 году был продемонстрирован видеоролик. С основным докладом выступил начальник УФСИН Росси по Ямало-Ненецкому автономному округу полковник внутренней службы И.Н. Ванеев.
По состоянию на 1 января 2012 года в учреждениях округа находилось 3111 человек. Численность осужденных к пожизненному лишению свободы составляет 264 человека. В уголовно-исполнительной инспекции поставлено на учет 2386 осужденных. Всего выполнено 2227 основных служебных задач, проведено 13074 проверок несения службы караулами и дежурными сменами, проведено 24696 обысков, обнаружено и изъято 148 единиц запрещенных предметов, 49 единиц средств сотовой связи и комплектующих к ним, 1858 рублей денежных средств, 3,1 литра спиртных напитков промышленного производства, 1,5 литра кустарного производства и что немаловажно, все изъято при попытках доставки запрещенных предметов в учреждения округа. Целями, обозначенными Концепцией развития уголовно- исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 года №1772-р, предполагается реализовать целый комплекс вопросов и проблем, которые накопились в системе, то есть коренное изменение условий содержания осужденных в местах лишения свободы, а также изменение условий содержания в местах лишения свободы предусматривает, прежде всего, разделение осужденных на впервые оступившихся и закоренелых преступников, нарушение закона для которых стало не только источником существования, но и смыслом жизни. Кроме того, новые условия предусматривают смягчение содержания для тех, кто осознанно встал на путь исправления, и ужесточение – для тех, кто представляет реальную опасность для общества. В отчетном периоде работа с осужденными была ориентирована на выработку у лиц, помещенных в исправительные учреждения, системы стимулов к законопослушному поведению, активной социальной адаптации, основанных на выполнении осужденными определенных критериев поведения. В 2011 году через систему «социальных лифтов» прошли 583 осужденных. Апробирование показало, что наличие четких критериев оценки побудило 88% аттестуемых встать на путь исправления.В рамках реализации задач реформирования уголовно-исполнительной системы в 2011 году проведена работа по широкому внедрению инновационных разработок, обеспечению учреждений аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами охраны и надзора, дистанционного контроля и документирования, что в значительной степени позволило снизить возможность проявления субъективизма в оценках поведения осужденных, повысить надежность контроля.Научные разработки внедряются и в федеральном казенном учреждении «Уголовно-исполнительная инспекция». После проведенной реорганизации, на сегодняшний день в территориальном органе одно Федеральное казенное учреждение и 12 филиалов, размещенные на всей территории округа. В рамках выполнения требований Приказа МЮ РФ от 11 октября 2010 года №258 получено оборудование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) на сумму более 7 миллионов рублей, произведена установка телекоммуникационных шкафов в филиалах УИИ городов Салехард, Лабытнанги и села Аксарка.Реализацией требований Концепции развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается отказ от многочисленных рубежей, опоясывающих исправительные учреждения, и переход к новым современным системам, основу которых будут составлять технические и программные средства охраны, что позволит решить такие проблемные вопросы как: во-первых, обеспечения надлежащего уровня содержания заключенных, а во-вторых, при качественном решении, обеспечат гарантированное поддержание высокого уровня правопорядка в учреждениях и значительно снизит возможность побегов. Важной задачей для нас является оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в местах ограничения и лишения свободы. Более 1854 осужденных, поступивших в наши учреждения, имеют различные заболевания. 606 подозреваемых, обвиняемых и осужденных страдают социально значимыми заболеваниями.4% - от общего числа содержащихся больны туберкулезом; 8,2% – ВИЧ-инфицированные; 12,8% – наркоманией; 9,2% - страдают психическими расстройствами; 29 человек имеют онкологические заболевания.Серьезное внимание со стоны руководства уделяется обеспечению осужденных питанием. На питание осужденных в 2011 году выделено денежных средств в размере 62 миллиона 456 тысяч 500 рублей (АППГ- 98 миллионов 818 тысячи 500 рублей). Снижение расходов стало возможным за счет внутрисистемных поставок продуктов питания и продовольствия. Все осужденные обеспечиваются в сутки трехразовым разнообразным рационом питания.Ведомственной пожарной охраной в 2011 году освоено бюджетных средств на сумму 9 289 988 рублей. Смонтировано 36 установок автоматической пожарной сигнализации и 7 автоматических установок пожаротушения на объектах, проведены пусконаладочные работы, закуплено пожарно-техническое вооружение. Из внебюджетных средств на нужды пожарных частей выделено порядка 453 000 рублей.
Но не все начатое в 2011 году удалось завершить. Острым вопросом для территориального органа остается комплектование персонала УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. На сегодняшний день некомплект кадров составляет 60,5 единиц, или 5,3% при среднероссийском показателе в 4,7%. Первоочередной задачей является комплектование подразделений квалифицированными кадрами, снижение некомплекта личного состава, уменьшение его текучести, укрепление профессионального ядра.
Реализация права человека на труд, закрепленного ст.37 Конституции РФ, имеет для уголовно-исполнительной системы особый смысл. Производственная деятельность переориентирована на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе. В 2011 году на оплачиваемые работы удалось трудоустроить только 560 (АППГ-981) осужденных или 20% (АППГ- 29 %) от общего числа трудоспособных. Мощнейшим фактором мотивации осужденных сегодня является возможность трудоустройства после выхода из мест лишения свободы. Профессиональная подготовка, переобучение, переквалификация, создание возможностей подыскать рабочее место заблаговременно – все это является важнейшим элементом создания психологически нормальной обстановки в местах лишения свободы и залог снижения риска совершения повторного преступления после освобождения. Несмотря на проявления экономического кризиса в стране, выпущено продукции и оказано услуг в 2011 году на сумму 76 миллионов 445 тысячи 900 рублей.Укреплению законности и гарантий прав граждан, отбывающих уголовное наказание в учреждениях УИС округа, в значительной степени способствуют постоянный надзор со стороны прокуратуры ЯНАО, работники которой выявляют имеющиеся проблемы и неразрешенные вопросы. Это во многом способствует решению стоящих перед нами задач. Позволяет реагировать на упущения в работе и свидетельствует о недостаточном профессионализме сотрудников. Одними из важнейших аспектов реформирования обозначены вопросы взаимодействия с институтами гражданского общества, без открытого, двухстороннего диалога с которым достижение поставленных целей и задач является крайне сложными и в отдельных аспектах, невыполнимыми. Не менее важно для нас и общественное мнение о деятельности уголовно-исполнительной системы Ямало-Ненецкого автономного округа. В процессе взаимодействия со средствами массовой информации скоординирована информационная политика в области формирования в обществе объективного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы округа и создания положительного образа сотрудника уголовно-исполнительной системы. Понимание общественностью наших проблем и наших действий помогает нам достичь поставленных целей. Реформирование УИС не может рассматриваться как наше внутреннее дело, поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных необходимо тесное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Неоценимую помощь в этой работе могут оказать общественные объединения, общественные советы и религиозные организации. Заметки и видеосюжеты о деятельности учреждений УФСИН России по ЯНАО регулярно размещаются в постоянных рубриках и передачах, («События и факты», «Человек и закон», «Следую букве закона» и т.д.). В 2011 году обеспечивалось освещение широкого спектра деятельности учреждений УИС округа, в публикациях и репортажах освещались такие мероприятия как, заседания Общественного совета при УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, посещения ИК округа представителями общественности, Общественной наблюдательной Комиссии ЯНАО и окружной Комиссии по вопросам помилования на территории ЯНАО, взаимодействие учреждений округа с Русской православной церковью и многое другое из жизни уголовно- исполнительной системы округа.
Приглашенные гости, представители структур округа в своих выступлениях отметили работу уголовно–исполнительной системы округа с положительной стороны, озвучили проблемы и пути их решения, выразили надежду на дальнейшее взаимодействие в служебной деятельности.Во второй части расширенного заседания коллегии руководители УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу доложили о выполнении поставленных задач и об итогах оперативно – служебной и производственно – хозяйственной деятельности по своим направлениям. В завершении участники коллегии признали работу уголовно-исполнительной системы округа удовлетворительной и определили приоритетные направления деятельности в 2012 году, связанные с реализацией Концепции развития уголовно-исполнительной системы, утвержденной Правительством Российской Федерации и рассчитанной до 2020 года.